Студент КГМУ: Эпидемиология.Лекция.Предмет, история и основные этапы развития эпидемиологии. Место и роль эпидемиологии в современной системе медико-биологических наук

Эпидемиология.Лекция.Предмет, история и основные этапы развития эпидемиологии. Место и роль эпидемиологии в современной системе медико-биологических наук



Самарский государственный медицинский университет

Кафедра инфекционных болезней с курсом эпидемиологии








                 « У Т В Е Р Ж Д А Ю »

Заведующий кафедрой инфекционных болезней

Профессор

                                                         А.А. Суздальцев
«_____»  ______________________  2003 г.





                Вводная лекция по эпидемиологии

Доцента, кандидата медицинских наук Перевозчикова Б.Г.
Тема: « Предмет, история и основные этапы развития эпидемиологии. Место и роль эпидемиологии в современной системе медико-биологических наук »




Обсуждена на заседании ПМК кафедры
«___» ___________  2003 г.
Протокол № ________















Самара – 2003 г.




Содержание

 Введение.
1.      Определение эпидемиологии как науки.
2.      Предмет, объект и метод эпидемиологии инфекционных заболеваний.
3.      Основные разделы эпидемиологии.
4.      Этапы  развития эпидемиологии.
  Заключение.




Литература.
1.      Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. М.: Медицина, 1989.
2.      Шляхов Э.Н. Практическая эпидемиология. Кишинев: Штиница, 1991.
3.      Ющук Н.Д., Жогова М.А., Бушуева В.В. и др. Эпидемиология.
4.      Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней, в 2 томах. / Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 1993.
5.      Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Жогова М.А., Бушуева В.В., Колесова В.Н. Эпидемиология, тесты, задачи и упражнения. М.: Медицина, 1997.
6.      Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. Инфекционные болезни и эпидемиология. М.: Гэотар Медицина, 2000.
7.      Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. М.: Медицина, 2001.
8.      Черкасский Б.Л. Паразитарные и инфекционные болезни ( Справочник эпидемиолога ). М.: Медицинская газета, 1994.


Учебно – материальное обеспечение.
1.      Таблицы:
                      Предмет и объект эпидемиологии.
                       Элементы эпидемиологического метода.
                       Основные этапы развития эпидемиологии.



















Т Е К С Т     Л Е К Ц И И .

Введение


За многовековой период развития человеческого общества сформировалась специальная отрасль научных знаний посвященная профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями. История свидетельствует, что в процессе своей эволюции ущерб человечеству от инфекционной заболеваемости на много порядков превосходит таковой от социальных и природных бедствий. Появились специфические термины отождествляющие эпидемии инфекционными заболеваниями с «черными страницами» в жизни человеческого общества.
По мере исторического прогресса разрозненные научные представления сформировались в науку – эпидемиологию, которая изучает закономерности развития эпидемического процесса, в интересах профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями.
По мере расширения границ профилактики за пределы инфекционной патологии возникла потребность в популяционном подходе при изучении не только инфекционных, но и неинфекционных  заболеваний. В настоящее время сформулированы общие принципы и методические основы популяционного  изучения всех болезней  Появилось понятие неинфекционной эпидемиологии. Поэтому сейчас правомерно выделять:
-          эпидемиологию как общемедицинская науку;
-          эпидемиологию как науку об эпидемическом процессе.
Эпидемиология как общемедицинская наука  изучает причины, условия и механизмы формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени для разработки способов профилактики заболеваний.
В дальнейшем основной упор мы будем делать на рассмотрение эпидемиологии инфекционных заболеваний.
В современных условиях при наблюдении и изучении патологии человеческого общества четко выявляются две тенденции:
1.      Постоянно увеличивается число « новых инфекционных » заболеваний, ранее не известных медицинской общественности: болезнь легионеров, геморрагическая лихорадка Эбола, 1976, гепатит Д, 1980, бычий губчатый энцефалит, 1986,  Вич-инфекция, 1981, венесуэльская геморрагическая лихорадка, 1991,  бразильская геморрагическая лихорадка, 1994, атипичная пневмония человека, 2002 и к сожалению необходимо констатировать что подобный процесс будет продолжаться. Об этом свидетельствуют современные научные данные, в настоящее время известно около 5 тыс. видов вирусов, из которых изучено лишь 4 %. Из 4700 известных бактерий описано только 12 %; из 69 тыс. видов грибов – 5 %. Представляете, сколько из этого сообщества можно рекрутировать новых возбудителей заболеваний.
2.    Все более хорошо изученные « старые » неинфекционные болезни переходят в разряд инфекционных. Это и различные виды пневмоний, хроническая язвенная болезнь желудка, отдельные гематологические и онкологические болезни и т.д.
Эти факты свидетельствуют о все возрастающей роли эпидемиологии в нашей повседневной жизни.
Наряду с эпидемиологической значимостью инфекционные заболевания приносят значительный экономический ущерб. Так ликвидация эпидемического очага с единичным заболеванием холерой составляет свыше 80 тыс. руб.
Таким образом эпидемиология является одной из динамично развивающейся медико – биологической дисциплиной, имеющей большое практическое значение, и врачу любой специальности, а особенно профилактической направленности необходимо знать основы общей и частной эпидемиологии и осуществлять  мероприятия по противоэпидемическому обслуживанию населения.
Это необходимо знать так как:
- 70 – 80 % рабочего времени врача профилактической направленности уходит на решение вопросов по противоэпидемическому обслуживанию населения;
- установлено, что инфекционную природы имеют свыше 370 заболеваний и врач любой специальности должен заниматься профилактической работой;
- в настоящее время существенную актуальность приобретает проблема « внутригоспитальных инфекций » и профилактика данных нозологических форм является насущной задачей каждого врача.

1.      Определение эпидемиологии как науки.  

Эпидемиология инфекционных болезней изучает особенности взаимодействия паразита и хозяина на популяционном уровне ( эпидемический процесс ) путем системного анализа инфекционной заболеваемости и разрабатывает методы воздействия на эпидемический процесс.  
Как научная дисциплина эпидемиология включает в себя совокупность теоретических, методических и организационных принципов по обоснованию и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий  среди населения. Теоретической основой современной эпидемиологии являются учения:
-          об эпидемическом процессе;
-          о природной очаговости инфекционных заболеваний;
-          о саморегуляции паразитарных систем;
-           о социально – экономической концепции развития эпидемического процесса.
Эпидемиология как медико – биологическая дисциплина имеет целый ряд понятий соответствующих общим разделам других медико – биологических наук, так:
-          учение о факторах эпидемического процесса ( биологический социальный и природный )соответствует этиологии заболевания;
-          раздел эпидемиологии о механизме развития эпидемического процесса – патогенезу болезни;
-          изучаемые в эпидемиологии проявления эпидемического процесса – клинике нозологической формы.
В тоже время наряду с целым рядом общих понятий эпидемиология инфекционных заболеваний имеет строго специфические различия  от клинических дисциплин:
-          в инфектологии изучается заболевание, а в эпидемиологии – заболеваемость той или иной формой ;
-          в медико – биологических дисциплинах рассматривается патологический процесс, а в эпидемиологии эпидемический процесс;
-          при изучении целого ряда медицинских дисциплин  применяется в первую очередь интуитивное мышление, в отличии от эпидемиологии где в первую очередь применяется логическое мышление.  

Практическим выходом науки эпидемиологии является разработка системы:
-          предупреждение заболеваемости инфекционными заболеваниями отдельных групп населения;
-          снижение показателей заболеваемости совокупного населения;
-          ликвидация отдельных инфекций в глобальном масштабе.
Многообразие целей и практических задач, решаемых эпидемиологией определило тесную связь научной        дисциплины с целым рядом естественных и медико – биологических наук.
Прежде всего четко прослеживается ее связь с науками изучающими инфекционную патологию, такими как микробиология, паразитология, клиника инфекционных заболеваний. Эпидемиологический аспект комплексного изучения проблем этих научных дисциплин  является непременным условием современных научных исследований. В то же время при проведении практических мероприятий, имеющих целью снижение инфекционной заболеваемости, используются данные микробиологии, паразитологии и других наук.
Благодаря популяционным эпидемиологическим методам исследования медицина обогатилась знаниями, необходимыми для профилактики многих неинфекционных заболеваний. В современных условиях широко используются эпидемиологические исследования для изучения факторов риска сердечно – сосудистых, онкологических и эндокринологических заболеваний и различной инфекционной патологии.
Вследствие реализации общих целей наращиваются традиционные связи эпидемиологии с гигиеной, взаимообогащая эти профилактические науки.
В современных условиях, в связи с широким внедрением электронно – вычислительной техники во все виды деятельности человека, выявляются общие вопросы эпидемиологии с информатикой, медико – биологической статистикой и математикой. Комплексные исследования в этих областях позволяют получить объективные и интегральные характеристики инфекционной заболеваемости, тем самым более целенаправленно влиять на эпидемический процесс.
Традиционна связь эпидемиологии с организационно – медицинскими дисциплинами.
Укрепляются связи эпидемиологии с комплексом наук, изучающих эпизоотический процесс, с такими разделами биологии, как экология, генетика и др.
Эпидемический процесс определяется не только биолого – экологическими взаимоотношениями возбудителя и организма. Он развивается и проявляется в конкретных условиях существования человеческого общества. Поэтому материалы общественных наук дают эпидемиологии возможность связать развитие эпидемического процесса со всей совокупностью социальных условий, в которых происходит возникновение, распространение и прекращение эпидемического процесса.
Разработка мероприятий по снижению инфекционной заболеваемости, составляет важный раздел эпидемиологии,  который непосредственно связан с государственным законодательством.
Таким образом, несмотря на синтетический характер эпидемиологии, в процессе эволюции человеческого общества эта научная дисциплина имеет свои специфические понятия и законы свойственные для любой науки. 






2 Предмет, объект и метод эпидемиологии инфекционных заболеваний.

Предметом любой науки является стратегическая цель познания изучаемого явления.
Предметом эпидемиологии является эпидемический процесс, закономерности его  развития, методы предупреждения и ликвидации. В процессе эволюции человеческого общества и формирования эпидемиологии как науки определение эпидемического процесса совершенствовалось и уточнялось. 
В современных условиях научно – обоснованным определением эпидемического процесса является  - процесс взаимодействия гетерогенных популяций паразита – возбудителя болезни и хозяина - человека  в определенных и достаточных условиях и проявляющийся как манифестными , так и бессимптомными формами инфекции.
Исходя из определения эпидемиология изучает:
-          неоднородные популяции паразита и хозяина;
-           взаимоотношения возникающие в процессе взаимодействия и существенно изменяющиеся сами популяции по принципу обратной связи;
-          социальные и природные условия ( факторы ), в которых возникает, и протекает  эпидемический процесс;
-          инфекционную заболеваемость и формы ее проявления.
В настоящее время работа по предупреждению и ликвидации инфекционной заболеваемости ведется как на региональном так и в глобальном масштабе.  Имеются определенные успехи в снижении заболеваемости отдельными нозологическими формами (к целому ря­ду инфекционных заболеваний применим термин "управляемые инфек­ции", т.е. интенсивность заболеваемости которыми можно регули­ровать достаточно высокоэффективными противоэпидемическими средствами).
 Человечество, к сожалению, имеет пока единственный опыт уничтожения отдельной нозологической формы - натуральная оспа в глобальном масштабе, с 1976 года это заболевание на Земном шаре не регистрируется. Все это произошло в результате целенаправленной профилактической и противоэпидемической работы проводимой под руководством противоэпидемической комиссии ВОЗ при ООН. Кстати
почти половину всех вакцинных препаратов для ликвидации натуральной оспы поставил в международный фонд  СССР. 
Исходя из основных положений науковедения объектом науки является объективная реальность, существующая вне сознания че­ловека и, которую изучает данная научная дисциплина.
Объектом эпидемиологии являются инфекционные болезни. Многие науки зани­маются изучением инфекционных болезней, но каждая в своем ас­пекте. Эпидемиологическим аспектом инфекционной заболеваемости является изучение:
- возникновения;
- распространения;
- и распределения инфекционных болезней по территории, времени и группам населения.
Разработка и обоснование мероприятий по профилактике ин­фекционных болезней, борьбе с ними, а также целесообразная ор­ганизация этих мероприятий составляют практический раздел эпи­демиологии.
Методом любой науки является совокупность специфических приемов и спо­собов, которые обеспечивают достижение цели исследования в рамках данной научной дисциплины.
Методом эпидемиологии является специфический комплексный эпидемиологический метод, который  сфор­мировался в процессе эволюции эпидемиологии как науки. Родоначальником эпидемиологического метода называют английского врача Р.Сноу, который в девятнадцатом веке  проанализировал и вскрыл причины распространения эпидемической вспышки холеры в Лондоне путем сопоставления патогенеза инфекции и условий его распространения.
 В насто­ящий момент компле6ксный эпидемиологический метод  представляет собой совокупность методических приемов, основанных на анализе особенностей распределения забо­леваний в пространстве, времени и среди различных групп населе­ния и предназначенный для выявления проблем профилактики и борьбы с инфекционной заболеваемостью.
При проведении эпидемио­логических исследований изучаются причины, условия и механизмы формирования заболеваемости, обосновываются мероприятия по про­филактике инфекционных заболеваний и оценивается их эффектив­ность.
Эпидемиологический метод основывается на теоретических обобщениях учения об эпидемическом процессе.
Комплексный эпидемиологический метод включает в себя сле­дующие элементы:
1) Наблюдение за инфекционной заболеваемостью, как непос­редственное так и опосредованное. Материалы полученные при этом позволяют выявить закономерности распределения заболеваний во времени, по территории и среди различных групп населения. Дают возможность сконцентрировать профилактические мероприятия на
эпидемиологически важных группах населения, наиболее значимых временных периодах   и  на  территориях,  где высока вероятность возникновения инфекционных
заболеваний.
2) Лабораторное обследование - людей, животных и объектов внешней среды.
Для решения специфических задач эпидемиологии ис­пользуются бактериологические, вирусологические, паразитологи­ческие, иммунологические, генетические, химические, физические, математические методы исследования. Однако в отличие от микро­биологии, иммунологии, генетики, математики эти методы применя­ются для изучения закономерностей эпидемического процесса и об­ретают эпидемиологический смысл и направленность.
3) Сопоставление данных об инфекционной заболеваемости с особенностями жизни и быта населения; оно может быть как логи­ческое, так и статистическое. В эпидемиологических методах исс­ледования применяется для установления причинно-следственных связей при возникновении массовых инфекционных заболеваний. Цепь
логических построений по выявлению причин  и  условий  развития эпидемического
процесса,  механизма  влияния одного явления на другое и составляет суть диагности-
ческого мышления в эпидемиоло­гии. Исследование является более точным, когда используются мно­гочисленные статистические методы установления силы  корреляци­онных связей.
4) Методика моделирования широко используется в последнее время в эпидемиологии. При достаточной изученности механизма развития эпидемического процесса осуществляется математическое воспроизведение проявлений эпидемического процесса для разных условий его развития.
5) Эксперимент  в  отличии от наблюдения предполагает:
-    искусственное воспроизведение явления;
- или искусственное вмешательст­во в естественный ход процесса.
Под экспериментом в эпидемиоло­гии понимается искусственное вмешательство в эпидемический про­цесс путем устранения гипотетически подозреваемых факторов, вы­зывающих инфекционные болезни.
В эпидемиологии систематизированная совокупность приемов и способов изучения проявлений эпидемического процесса получила название эпидемиологической диагностики.
3. Основные разделы эпидемиологии.
Современное развитие эпидемиология  позволило  выделить в составе данной научной дисциплины  следующие разделы:
1. Учение об эпидемическом процессе:
В этом разделе изучаются закономерности развития эпидемичес­кого процесса среди населения в различных условиях и регионах его проживания. Методически  данное учение подразделяется на следующие составные элементы:
а) факторы эпидемического процесса (биологический, социаль­ный, природный);
б) механизм развития (источник инфекции, механизм передачи, восприимчивость организма);
в) проявления эпидемического процесса (интенсивность и расп­ределение инфекционной заболеваемости).
2. Средства и методы противоэпидемического обслуживания населения.
 Для обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия населения
проводятся гигиенические и противоэпидемические мероприя­тия, которые осуществляются с помощью определенных средств и ис­пользуются по конкретным методикам.  В целях оптимизации мероп­риятия по противоэпидемическому обслуживанию населения они  сгруппированы в со­ответствии с основными разделами учения об  эпидемическом  про­цесса:
а)мероприятия направленные на нейтрализацию источников инфекции;
б) мероприятия направленные на разрыв механизма передачи;
в) мероприятия направленные на снижение восприимчивости хозяина.
3. Эпидемиологическая диагностика:
Знание комплекса мероприятий по противоэпидемическому обслуживанию населения является недостаточным для обеспечения санитарно-эпидеми­ологического благополучия. В зависимости от структуры инфекци­онной заболеваемости, особенностей развития эпидемического про­цесса в различных условиях жизни, быта бы и деятельности населения  следует определить главные направления профилактической и противоэпиде­мической работы. Выбор целенаправленных мероприятий по противо­эпидемическому обслуживанию населения  в конкретных условиях осуществляется с помощью методов эпидемиологической диагностики. К основным методам относятся:
а) Ретроспективный эпидемиологический анализ. С учетом его результатов осущест­вляется перспективное планирование мероприятий по противоэпидемическому обслуживанию населения и оценивается качество проводимой ранее работы по профи­лактике и борьбе с инфекционной заболеваемостью.
б) Оперативный эпидемиологический анализ. Данный метод эпидемиологической диаг­ностики является логическим продолжением ретроспективного эпи­демиологического анализа. Оперативный эпидемиологический анализ
включает в себя динамическую оценку состояния и тенденцию раз­вития эпидемического процесса, и уточняет направление профилак­тики.
в) Эпидемиологическое обследование очагов инфекционных забо­леваний. Позволяет установить причины и условия формирования эпидемического очага и выбрать основные мероприятия по его лик­видации
г) Санитарно-эпидемиологическая разведка и санитарно-эпиде­миологическое наблюдение. Основной задачей этого метода эпиде­миологической диагностики является своевременная оценка вероят­ности и возможных путей заноса инфекции из различных групп населения и других контингентов и из эпизоотических очагов.
4.Организация мероприятий по противоэпидемическому обслуживанию населения . Этот раздел включает обоснова­ние рационального распределения обязанностей между должностными лицами, установление прав и ответственности исполнителей, основ их взаимоотношений с целью обеспечения успешного сотрудничества в решении  задач  по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения . При этом рассматриваются вопросы:
а) организационно-штатной структуры санитарно-эпидемиоло­гических учреждений - ЦГСЭН;
б) функциональной системы организации и управления  противоэпидемическими мероприятиями;
в) особенности организации противоэпидемического обслуживания населения  в различных условиях.
5. Частная эпидемиология. Предполагает целенаправленное изучение эпидемиологических особенностей разнообразной актуаль­ной для данных групп населения  инфекционной патологии.
6. Биологическое оружие и биологическая защита.. В этом разделе рассматриваются характеристики поражающего действия БО, оценка бактериологической обстановки и система мероп­риятий биологической защите  и ликвидаций последствий его применения.
Противоэпидемическое обслуживание населения ( ПЭОН ) - это комплексная система сил и средств с установленным по­рядком подчиненности предназначенная для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий с  целью  обеспечения сани-
тарно-эпидемиологического  благополучия.  Реализации основной цели данной системы  предполагает решение следующих задач:
1) предотвращение заноса инфекции из других стран;
2) предупреждение возникновения инфекционных заболеваний от ав­тономных источников инфекции внутри различных  коллективов,
3) локализация и ликвидация эпидемических очагов в случае их появления,
4) предупреждение выноса инфекции из страны.
Силы, которые обеспечивают мероприятия по ПЭЗ войск вклю­чают в себя:
-органы управления медицинской службы всех уровней,
-войсковая медицинская служба,
-санитарно-эпидемиологические учреждения.
Важнейшей особенностью системы противоэпидемического обслуживания является участие в проведении мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия других служб не под­чиненных медицинской службе.
Обязанностью медицинской службы является максимальное использование в работе требований руководя­щих документов при организации мероприятий по противоэпидеми­ческому обслуживанию населения.
Организация ПЭОН - это рациональное распределение обязаннос­тей, полномочий и ответственности исполнителей  профилактических и противоэпидемических  мероприятий в различных условиях жизни, быта и деятельности населения , а также мероприятий по ликвидации эпидеми­ческих очагов.
         Принципы ПЭОН постоянно совершенствовались и в настоящее время основные из них оформлены в следующем виде:
1. Профилактическая направленность деятельности ме­дицинской службы в соответствии с анализом и прогнозом эпидеми­ческой обстановки в стране;
2. Осуществление мероприятий в системе ПЭОН всеми силами медицинской службы с привлечением санитарно-эпидемиологических учреждений для выполнения наиболее сложных задач и проведению специальных мероприятий;
3. Комплексность в проведении мероприятий по профилактике и ликвидации эпидемических заболеваний с выделением главных мер, обеспечивающих в данной обстановке наилучший эффект;
4. Плановость в организации и проведении противоэпидеми­ческих мероприятий;
5.    Соответствие характера и объема противоэпидемических ме­роприятий сложившейся санитарно – эпидемической  обстановке.

4.Основные этапы развития эпидемиологии

В процессе эволюционного развития эпидемиологи можно выде­лить следующие этапы: добактериологический, бактериологический, научная эпидемиология, современная эпидемиология.
1. Добактериологический (До последней четверти XIX).
Предпосылками его возникновения является целый ряд вопро­сов, основным из которых считается: Почему эпидемии развиваются в определенное время, на определенных территориях, при опреде­ленных условиях?
Концепция эпидемической конституции мест и лет Гиппократа и Сейденгейма.
Объяснение: 2 теории.
а) Теория "миазмов" - Гипократ, Сайденгем (1627-1689). Эпидемии возникают в результате проникновения  в  организм людей  миазмов  (гр.miasma - скверна) -"болезнетворных веществ" космо-теллурического происхождения,  т.е. возникающих в воздухе или  в  недрах  земли в определенное время. и непередающиеся от человека к человеку.
В последствии прославленный английский врач семнадцатого века Томас Сейденгейм, последователь миазматиков, развил это учение и сфрпмулировал его в следующем виде:
« Существуют различные конституции тех или иных лет, не зависящие ни от жары, ни от холода, ни от сухости ни от влажности, но скорее от непонятного изменения, которое скрыто от нас в недрах земли, вследствие чего воздух загрязнятся испарениями, предрасполагающее человеческое тело к той или иной инфекции, пока длится данная конституция, по прошествию нескольких лет исчезающая и заменяющаяся другой ».
Значение для современной эпидемиологии данных теорий заключается в гениальном предвидении : теории природной очаговости заболеваний.
б) Теория "контагий" - Фракастро (1478-1553), Самойло­вич(1724 -1810).
Эпидемии возникают за счет заражения людей контагиями (лат. contagium - зараза), передающихся от больным здоровым путем кон­такта.
Значение для современной эпидемиологии: предвидение инфек­ционной природы заболеваний.
2.    Бактериологический (70-90 годы Х1Х века). Величайшие микробиологические открытия Л.Пастера, Р.Коха, П.Эрлиха, Д.Ива­новского, И.Мечникова, Сталлибраса и многих других привели к революции в эпидемиологии и  медицине в целом. Возникла новая медицинская наука- -общее учение о заразных болезнях с бактериологией и клиникой – инфектология.
       Логическим завершением бактериологического этапа развития эпидемиологии явилась упрошенная теория трех факторов Сталлибраса: семя, сеятель, почва, то есть микроб, внешняя среда и организм.
Положительный эффект - обоснование многих профилактических и противоэпидемических мероприятий:  изоляция, вакцинация и дезинфекция.
Отрицательный эффект - "черные дни эпидемиологии", когда чрезмерное увлечение микробиологической стороной в изучении ин­фекционной заболеваемости, нанесло существенный ущерб патогене­тическим и эпидемиологическим исследованиям.
3. Научная эпидемиология (первая четверть XX века). Предпосылками возникновения являлись вопросы как  и  каким образом сохраняются возбудители инфекционных заболеваний (например брюшного тифа) как биологические виды?
Объяснение этим фактам послужили работы отечественных ученых:
а) Учение о механизме передачи Л.В.Громашевского.
Движущие силы эпидемического процесса - 3 звена эпидемичес­кой цепочки. Бесконечно длительная циркуляция возбудителя дости­гается стереотипной реакцией восприимчивого организма и неизмен­ностью патогенности возбудителя. Изменение характеристик - гибель системы.
Однако остались вопросы : Что происходит и каким образом длительное время сохраняются возбудители болезней не передающи­еся от человека к человеку (например чумы )?
Объяснением этому  стали  длительные   научные   изыскания Е.Н.Павловского:
б) Учение о природной очаговости Е.Н.Павловского. Совокупность биотических  и абиотических элементов внешней среды обеспечивает бесконечно долгую циркуляцию возбудителей  в природных  очагах,  независимо  от человека и его хозяйственной деятельности. Человек - тупиковая ветвь для  многих  зоонозных заболе-
ваний.
4. Современная эпидемиология (80-ые годы XX века).
Перед эпидемиологией стала задача: каким образом сохраняют­ся возбудители высокоманифестных антропонозов ( гриппа, кори )? Объяснением этому послужила Теория саморегуляции паразитарных систем В.Д.Белякова.
Суть теории саморегуляции:
1) Взаимодействующая система паразит/хозяин исходно неодно­родна по вирулентности (паразит) и по восприимчивости (хозяин).
2) В ходе эпидемического процесса эти характеристики постоянно изменяются.
3) Взаимодействие происходит в условиях постоянно меняющейся активности социального и природного факторов эпидемического про­цесса.
4) Самоперестройка популяций обуславливает 4 фазы развития эпидемического процесса, обеспечивающих расширение ареала цирку­ляции возбудителя и сохранение как биологических видов и паразита и хозяина (фаза резервации, фаза становления эпидемического штамма, фаза  эпидемического  распространения,  фаза  обратного
развития).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
История человечества постоянно сопровождалась эпидемиями инфекционных заболеваний, которые приводили к неисчислимым жертвам. Обоснование и последующая разработка мероприятий по профилактике и борьбе с эпидемиями явились насущной необходимостью в процессе человеческой эволюции. В современных ус­ловиях эпидемиология приобретает принципиально иное качество, позволяющее ей приблизиться к точным наукам, за счет внедрения новейших методов исследования. Налицо серьезные достижения дан­ной дисциплины в деле снижения инфекционной заболеваемости.
Инфекционные болезни на протяжении мно­гих лет занимают первое место. А раз так, то врач - специалист санитарно – эпидемиологической службы  дол­жен в полной мере знать систему мероприятий по противоэпидемичес­кому обслуживанию населения и практически освоить методику и проведение ос­новных мероприятий по снижению инфекционной заболеваемости.



Исполнитель: доцент кафедры инфекционных болезней
 кандидат медицинских наук

=Б.Перевозчиков=
"  " __________ 2003 г.