РАЗМНОЖЕНИЕ.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.
Задание 1
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Процесс:
|
Стадия развития:
|
1. Сперматогенез
|
а) рост;
|
б) созревание;
| |
2. Овогенез
|
в) размножение;
|
г) формирование.
|
Задание 2.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
(вставьте в квадраты номера нужных названий в логической последовательности)
Стадии эмбрионального развития позвоночных:
1[ ]
|
2[ ]
|
3[ ]
|
4[ ]
|
5[ ]
|
1. Гаструла;
2. Гистогенез и органогенез;
3. Бластула;
4. Зигота;
5. Нейрула.
Задание 3.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Зародышевые листки:
|
Производные:
|
1. Эктодерма
|
а) печень и поджелудочная железа;
|
2. Эндодерма
|
б) целом;
|
3. Мезодерма
|
в) органы чувств;
|
г) потовые железы;
| |
д) эмаль зубов;
| |
е) эпителий бронхов.
|
Задание 4.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Зародышевые листки:
|
Производные:
|
1. Эктодерма
|
а) кровеносная система;
|
2. Эндодерма
|
б) нервная система;
|
3. Мезодерма
|
в) железы кишечника;
|
г) мышцы;
| |
д) половые железы;
| |
е) хрящи гортани;
| |
ж) эпителий бронхов.
|
Задание 5.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
(вставьте в квадраты номера нужных названий в логической последовательности)
Стадии сперматогенеза и соответствующие им клеточные
формы:
формы:
Стадии:
|
Клеточные формы:
| ||||
1[ ]
| |||||
3[ ]
|
4[ ]
| ||||
5[ ]
|
6[ ]
|
7[ ]
| |||
8[ ]
|
9[ ]
| ||||
а – созревание;
б – рост;
в – формирование;
г – размножение;
д – сперматоцит 1;
е – сперматогонии;
ж – сперматоцит 2;
з – сперматиды;
и – зрелые сперматозоиды.
Задание 6.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
(вставьте в квадраты номера нужных названий в логической последовательности)
Стадии овогенеза и соответствующие им клеточные формы:
Стадии:
|
Клеточные формы:
| |||||||||
1[ ]
|
2[ ]
| |||||||||
3[ ]
|
4[ ]
| |||||||||
5[ ]
| ||||||||||
6[ ]
|
7[ ]
| |||||||||
8[ ]
|
9[ ]
| |||||||||
а – созревание;
б – размножение;
в – рост;
г – овогонии;
д – овоцит 1;
е – овоцит 2;
ж – яйцеклетка;
з – полоцит.
Задание 7.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Гаметогенез это
Библиотека:
1.
|
а) форма
|
б) механизм
|
в) процесс
|
2.
|
а) регенерации
|
б) образования
|
в) роста
|
3.
|
а) полиплоидных
|
б) половых
|
в) соматических
|
4.
|
а) органов
|
б) клеток
|
в) тканей
|
Задание 8.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Совокупность свойств и признаков организма, обеспечивающих воспроизведение потомства и передачу ему наследственной информации – [ ]
Задание 9.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Половые признаки:
|
Характеристики:
|
1. Первичные
|
а) характер распределения жировой ткани;
|
б) строение гортани;
| |
в) развитие мускулатуры;
| |
2. Вторичные
|
г) строение гонад;
|
д) структура и характер роста волос на теле;
| |
е) тембр голоса;
| |
ж) развитие молочных желез;
| |
з) строение половых путей;
| |
и) строение наружных половых органов;
| |
к) показатели роста длинных трубчатых костей.
|
Задание 10.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
У птиц гетерогамным является [ ] пол
Задание 11.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
У человека гетерогамным является [ ] пол
Задание 12.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
У птиц гомогамным является [ ] пол
Задание 13.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
У человека гомогамным является [ ] пол
Задание 14.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
В основе детерминации пола у человека лежат различия в:
а) хромосомах;
б) геномах;
в) аутосомах;
г) половых хромосомах;
д) генах;
е) в условиях внешней среды.
Задание 15.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Какой тип деления клеток лежит в основе бесполого размножения организмов [ ].
Задание 16.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Тип деления клеток, лежащий в основе полового размножения организмов, называется [ ].
Задание 17.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Типы размножения:
|
Формы размножения:
|
1. Половое у одноклеточных
|
а) андрогенез;
|
б) деление надвое;
| |
2. Половое без оплодотворения
|
в) конъюгация;
|
у многоклеточных
|
г) шизогония;
|
д) фрагментация;
| |
3. Бесполое у одноклеточных
|
е) гиногенез;
|
ж) упорядоченное деление;
| |
з) почкование;
| |
и) спорообразование;
| |
к) копуляция;
| |
4. Бесполое у многоклеточных
|
л) партеногенез;
|
м) эндогония;
| |
н) полиэмбриония;
| |
о) вегетативное.
|
Задание 18.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Типы полового размножения:
|
Формы размножения:
|
1. У одноклеточных
|
а) партеногенез;
|
б) конъюгация;
| |
2. У многоклеточных
|
в) андрогенез;
|
без оплодотворения
|
г) гиногенез;
|
д) копуляция;
| |
е) полиэмбриония.
|
Задание 19.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Типы бесполого размножения:
|
Формы размножения:
|
1. У одноклеточных
|
а) деление надвое;
|
б) шизогония;
| |
в) фрагментация;
| |
г) почкование;
| |
д) полиэмбриония;
| |
2. У многоклеточных
|
е) эндогония;
|
ж) почкование;
| |
з) спорообразование;
| |
и) вегетативное;
| |
к) упорядоченное деление;
| |
л) конъюгация;
| |
м) копуляция.
|
Задание 20.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Многократное деление ядра без цитокинеза с последующим разделением цитоплазмы и обособлением вокруг ядер называется [ ].
Задание 21.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
В эволюционном отношении такая форма бесполого размножения как шизогония произошла от:
а) деления;
б) почкования;
в) спорообразования;
г) эндогенеза;
д) вегетативного размножения;
е) полиэмбрионии.
Задание 22.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Вегетативное размножение животных включает в себя:
а) почкование;
б) стробиляцию;
в) полиэмбрионию;
г) размножение отводками;
д) размножение усами;
е) фрагментацию;
ж) партеногенез.
Задание 23.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
В основе образования монозиготных близнецов лежит процесс [ ].
Задание 24.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Выберете наиболее точный перевод с греческого слова «мейоз»:
а) уменьшение;
б) стабилизационное деление;
в) увеличение;
г) перераспределение.
Задание 25.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Значение мейотического деления:
а) поддержание постоянства числа хромосом вида;
б) образование новых комбинаций гомологичных хромосом;
в) рекомбинация генетического материала;
г) равномерное распределение генетической информации между двумя дочерними клетками;
д) закрепление в ряду поколений наиболее ценных для вида признаков;
е) быстрое восстановление клеток при регенерации;
ж) поддержание постоянства генетического аппарата.
Задание 26.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Впишите, расставив в соответствии со временем возникновения, различные типы оплодотворения:
1. [ ]
|
2. [ ]
|
Задание 27.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
У высших беспозвоночных и всех позвоночных животных развитие вторичных половых признаков связано с:
а) эндокринной системой;
б) нервной системой;
в) мочеполовой системой;
г) выделительной системой;
д) развитием третьего зародышевого листа.
Задание 28.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Онтогенез это -……….
Библиотека:
1.
|
а) набор
|
б) совокупность
|
в) реализация
|
2.
|
а) взаимосвязанных
|
б) разрозненных
|
в) разнонаправленных
|
3.
|
а) а также
|
б) на
|
в) и
|
4.
|
а) направленных
|
б) приуроченных
|
в) детерминированных
|
5.
|
а) структурированных
|
б) стремительных
|
в) хронологических
|
6.
|
а) событий,
|
б) действий,
|
в) взаимодействий,
|
7.
|
а) логично
|
б) закономерно
|
в) независимо
|
8.
|
а) реализующихся
|
б) завершающихся
|
в) начинающихся
|
9.
|
а) в
|
б) при
|
в) на
|
10.
|
а) процессе
|
б) прохождении
|
в) интеграции
|
11.
|
а) перехода
|
б) ограничения
|
в) осуществления
|
12.
|
а) объектом
|
б) организмом
|
в) клеткой
|
13.
|
а) полного
|
б) своего
|
в) отрезка
|
14.
|
а) жизненного
|
б) рационального
|
в) короткого
|
15.
|
а) состояния
|
б) промежутка
|
в) цикла
|
Задание 29.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
У человека период онтогенеза до рождения называется :
а) эмбриональный;
б) антенатальный;
в) интерстециальный;
г) пренатальный;
д) интранатальный.
Задание 30.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Антенатальный период развития человека делится на 2 этапа:
Название периода:
|
Периодизация:
| ||
1[ ]
|
2[ ]
| ||
3[ ]
|
4[ ]
| ||
1 – с оплодотворения до 8 недель включительно;
2 – плодный;
3 – зародышевый;
4 – с 9 недель до 38 недель включительно.
Задание 31.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Название:
|
Способ образования бластулы:
|
1. Инвагинация
|
а) перераспределение клеток с более высоким митотическим индексом на внешнюю поверхность бластулы, «обрастание» и формирование эктодермы;
|
2. Деляминация
|
б) деление каждого бластомера на две части с последующим формированием экто- и эндодермы;
|
3. Иммиграция
|
в) выселение клеток с более высоким митотическим индексом в полость бластулы;
|
4. Эпиболия
|
г) впячивание более крупных бластомеров к противоположному полюсу.
|
Задание 32.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Какой тип дробления характерен для животных с телолицетальными яйцами:
1 – полное равномерное;
2 – полное неравномерное;
3 – дискоидальное;
4 – поверхностное дробление.
Задание 33.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Для какого типа яйцеклеток характерно выделение вегетативного (с желтком) и анимального (с ядром и цитоплазмой) полюсов:
1 – изолецетального;
2 – телолецетального;
3 – центролецетального.
Задание 34.
УКАЖИТЕ СЛОВО, ЛОГИЧЕСКИ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОСТАЛЬНЫМ:
1) а) митоз; б) мейоз; в) спора; г) почка.
2) а) яйцеклетка; б) сперматозоид; в) гамета; г) зигота.
3) а) мейоз; б) гамета; в) митоз; г) яйцеклетка.
4) а) гамета; б) зигота; в) бластула; г) гаструла.
Задание 35.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Внезародышевые органы, функционирующие временно и обеспечивающие связь зародыша с внешней средой называются [ ].
Задание 36.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Провизорный орган, отсутствующий в «чистом» виде у млекопитающих:
1 – желточный мешок;
2 – амнион;
3 – аллантойс;
4 – хорион;
5 – плацента.
Задание 37.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Процесс формирования разнообразных клеточных структур и частей тела из относительно однородного материала зародыша называется [ ].
Задание 38.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Создателем учения о критических периодах развития является советский эмбриолог [ ].
Задание 39.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Смысл учения о критических периодах развития наиболее полно раскрыт в формулировке:
1 – существуют периоды наименьшей резистентности зародышей к определенным факторам внешней среды;
2 – существуют критические периоды, в которые зародыш наиболее чувствителен ко всем повреждающим факторам;
3 – в период имплантации, в период плацентации и период родов эмбрион наиболее чувствителен к воздействию внешних факторов;
4 – в эмбриональном онтогенезе существуют периоды, связанные с резким изменением условий существования и перестройкой деятельности всех систем органов, в которые зародыш наиболее чувствителен к тем или иным внешним факторам.
Задание 40.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Факторы среды, способные вызвать морфологические нарушения развития эмбриона, уродства при неизменном генотипе, называют:
1 – мутагенными;
2 – канцерогенными;
3 – тератогенными;
4 – инициирующими патологию.
Задание 41.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Наука о старости, изучающая закономерности старения, начиная от молекулярного и клеточного уровня, до целостного организма называется:
1 – евгеникой;
2 – гериатрией;
3 – энтомологией;
4 – геронтологией.
Задание 42.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Клиническую смерть связывают с:
1 – дезорганизацией химических процессов;
2 – необратимыми изменениями в клетках головного мозга;
3 – потерей сознания;
4 – прекращением дыхания;
5 – прекращением сердцебиения;
6 – прекращением самообновления клеток;
Задание 43.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Биологическая смерть от клинической отличается:
1 – прекращением дыхания;
2 – необратимыми изменениями в клетках головного мозга;
3 – потерей сознания;
4 – дезорганизацией химических процессов;
5 – прекращением сердцебиения;
6 – прекращением клеточного метаболизма.
Задание 44.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Возможным считается оживление организма, если с момента клинической смерти прошло не более:
1 – 6-7 минут;
2 – 30 минут;
3 – 1 часа;
4 – 1 суток.
Задание 45.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Реанимация это -
Библиотека:
1.
|
а) возвращение
|
б) перевод
|
в) замещение
|
2.
|
а) из
|
б) с
|
в) к
|
3.
|
а) смерти
|
б) жизни
|
в) уровень
|
4.
|
а) с
|
б) из
|
в) к
|
5.
|
а) состояния
|
б) возможности
|
в) реализация
|
6)
|
а) клинической смерти
|
б) биологической смерти
|
в) комы
|
Задание 46.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Регенерация это -
Библиотека:
1.
|
а) возвращение
|
б) восстановление
|
в) воссоединение
|
2.
|
а) организмом
|
б) индивидом
|
в) клеткой
|
3.
|
а) дегенерировавших
|
б) утраченных
|
в) поломанных
|
4.
|
а) участков
|
б) конечностей
|
в) частей
|
Задание 47.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Тип регенерации:
|
Регенерирующий объект:
|
1. Физиологическая
|
а) наружный слой кожного эпителия;
|
б) рубцевание;
| |
2. Репаративная
|
в) восстановление утраченной части органа;
|
г) клетки кишечного эпителия;
| |
д) эритроциты;
| |
е) рост ногтей.
|
Задание 48.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
При старении возрастные изменения в организме могут носить разнонаправленный характер
Характер изменений:
|
Показатель:
|
1. Функции прогрессивно
|
а) уровень сахара в крови;
|
снижаются
|
б) активность большинства ферментов;
|
в) рост;
| |
г) зрение;
| |
д) чувствительность клеток к гуморальным и химическим факторам;
| |
е) уровень холестерина в крови;
| |
2. Функции существенно не изменяются
|
ж) сократительная способность сердца;
|
з) количество эритроцитов;
| |
и) количество лейкоцитов;
| |
к) синтез гипофизарных гормонов;
| |
3. Функции возрастают
|
л) гормональная активность желез внутренней секреции;
|
м) количество гемоглобина;
| |
н) слух.
|
Задание 49.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Провизорные органы:
|
Характеристика:
|
1. Амнион
|
а) мешковидный вырост вентральной стенки задней кишки эмбриона;
|
2. Хорион
|
б) область тесного прилегания хориона и слизистой матки;
|
3. Аллантойс
|
в) эктодермальный мешок, окружающий зародыша и заполненный жидкостью;
|
4. Плацента
|
г) наружная зародышевая оболочка.
|
Задание 50.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Провизорные органы:
|
Функции:
|
1. Амнион
|
а) место накопления мочевины и мочевой кислоты – у птиц и рептилий и место газообмена, питания и выделения – у млекопитающих;
|
2. Хорион
|
б) защита зародыша от высыхания и механических повреждений, создание буферной зоны;
|
3. Желточный мешок
|
в) выделительная, питательная, дыхательная;
|
4. Аллантойс
|
г) обмен между зародышем и материнским организмом (газообмен, питание, выделение, фильтрация, синтез веществ);
|
5. Плацента
|
д) место накопления и обмена питательных веществ, половых клеток и форменных элементов зародыша.
|
Задание 51.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Рост это……..
Библиотека:
1.
|
а) увеличение
|
б) изменение
|
в) ускорение
|
2.
|
а) отдельной
|
б) части
|
в) общей
|
3.
|
а) характеристики
|
б) массы
|
в) части
|
4.
|
а) в
|
б) при
|
в) а также
|
5.
|
а) ходе дифференцировки
|
б) процессе развития
|
в) ускорении
|
6.
|
а) с последующим
|
б) повышающее
|
в) приводящее
|
7.
|
а) к
|
б) на
|
в) с
|
8.
|
а) постоянному
|
б) скачкообразному
|
в) временному
|
9.
|
а) вовлечением
|
б) увеличению
|
в) изменению
|
10.
|
а) размеров организма
|
б) функциональной активности
|
в) других органов
|
Задание 52.
УКАЖИТЕ МЕХАНИЗМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РОСТ ОРГАНИЗМОВ:
1. Увеличение в жизненном цикле клетки фазы G0;
2. Снижение в клетке уровня репарации;
3. Увеличение неклеточного вещества, продуктов жизнедеятельности клеток;
4. Потенциальная возможность клеток к неограниченному делению;
5. Клеточная дифференцировка и специализация;
6. Увеличение числа клеток;
7. Увеличение размера клеток;
8. Повышение уровня обменных процессов.
Задание 53.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Восстановление органов, тканей, клеток или внутриклеточных структур после разрушения их в процессе жизнедеятельности организма называют [ ].
Задание 54.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
К репаративной регенерации относят:
1. Эпиморфоз;
2. Эпиболию;
3. Морфаллаксис;
4. Заживление эпителиальных ран;
5. Явление эмбриональной индукции;
6. Регенерационную гипертрофию;
7. Компенсаторную гипертрофию.
Задание 55.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Тип регенерации:
|
Характеристика:
|
1. Эпиморфоз
|
а) регенерация путем перестройки регенерирующего участка;
|
2. Морфаллаксис
|
б) изменения в одном из органов при нарушении в другом, относящемся к той же системе органов;
|
3. Регенерационная гипертрофия
|
в) увеличение размеров остатка органа без восстановления исходной формы;
|
4. Компенсаторная гипертрофия
|
г) отрастание нового органа от ампутированной поверхности.
|
Задание 56.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Взаимосвязь индивидуального и исторического развития отражена в биогенетическом законе, авторами которого являются [ ] и [ ].
Задание 57.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Выберете наиболее точную формулировку биогенетического закона:
а) онтогенез – это видоспецифичный филогенез;
б) онтогенез – индивидуальное развитие организма под влиянием внешних факторов среды;
в) онтогенез – это краткое и быстрое повторение филогенеза;
г) онтогенез – это процесс краткого и быстрого видоизменения органов и систем органов, закрепленное в филогенезе.
Задание 58.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Выберете названия основных типов онтогенеза:
а) прямой;
б) возвратный;
в) косвенный;
г) обратный;
д) эволюционный;
е) непрямой;
ж) циклический.
Задание 59.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Тип развития:
|
Представители, класс:
|
1. Прямой
|
а) птицы;
|
б) виды, яйца которых бедны желтком;
| |
2. Непрямой
|
в) паразитические сосальщики;
|
г) млекопитающие;
| |
д) беспозвоночные, яйца которых богаты питательным материалом;
| |
ж) рыбы;
| |
з) двукрылые;
| |
и) пресмыкающиеся.
|
Задание 60.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
(Впишите в квадраты нужные названия в логической последовательности)
Прямой тип развития:
1[ ]
|
2[ ]
| |
Задание 61.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
(впишите в квадраты нужные названия в логической последовательности)
Непрямой тип развития:
1[ ]
|
2[ ]
|
3[ ]
|
4[ ]
| |||
Задание 62.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Биологическая смена различных стадий при непрямом типе развития обусловлена:
а) необходимостью расселения;
б) увеличением размеров особей на последующих стадиях;
в) биологическим прогрессом;
г) необходимостью размножения;
д) конкуренцией за пищу;
е) стремлением к самосовершенствованию организмов;
ж) внутривидовой борьбой;
з) естественным отбором.
Задание 63.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Различают несколько типов яйцеклеток в зависимости от количества и характера распределения в них [ ].
Задание 64.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Тип яиц:
|
Содержание желтка:
|
1. Изолецетальные яйца
|
а) желток находится в центре, а ядро с цитоплазмой смещено к периферии;
|
2. Телолецетальные яйца
|
б) содержат немного желтка, но в клетке он распределен равномерно;
|
3. Центролецетальные яйца
|
в) содержат большое количество желтка – он на одном полюсе, а ядро с цитоплазмой – на другом.
|
Задание 65.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Тип яиц:
|
Представители:
|
1. Изолецетальные яйца
|
а) иглокожие;
|
б) моллюски;
| |
в) насекомые;
| |
2. Телолецетальные
|
г) земноводные;
|
д) млекопитающие;
| |
е) рептилии;
| |
ж) низшие хордовые;
| |
3. Центролецетальные
|
з) птицы;
|
и) рыбы.
|
Задание 66.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Весь онтогенез условно можно разделить на два периода, впишите название:
1[ ]
|
2[ ]
| |
Задание 67.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
У человека период развития от образования зиготы до рождения называется:
1. Антенатальным;
2. Интранатальным;
3. Периодом трансформации;
4. Периодом формообразования;
5. Постнатальным;
6. Пренатальным;
7. Эмбриогенезом.
Задание 68.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
У человека период развития после выхода из зародышевых оболочек до смерти называется:
1. Антенатальным;
2. Интранатальным;
3. Периодом трансформации;
4. Периодом формообразования;
5. Постнатальным;
6. Пренатальным;
7. Эмбриогенезом.
Задание 69.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Эмбриональный период развития заканчивается :
1. При рождении;
2. При выходе из зародышевых оболочек;
3. При образовании зачатков органов;
4. При выходе из яйцевых оболочек;
5. При окончании формирования головного мозга.
Задание 70.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Впишите число бластомеров, последовательно образующихся при равномерном типе дробления:
1[ ]
|
2[ ]
|
3[ ]
|
4[ ]
|
5[ ]
|
6[ ]
| |||||
Задание 71.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Для какого способа размножения характерно образование гамет:
1. Вегетативное;
2. Бесполое;
3. Половое.
Задание 72.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Что образуется в результате овогенеза:
1. Сперматозоид;
2. Яйцеклетка;
3. Зигота.
Задание 73.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
В какой зоне при гаметогенезе происходит мейотическое деление клеток
1. Зоне роста;
2. Зоне размножения;
3. Зоне созревания;
Задание 74.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Какой из способов размножения организмов возник позже всех в процессе эволюции:
1. Вегетативное;
2. Бесполое;
3. Половое.
Задание 75.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации:
1. Оболочка;
2. Цитоплазма;
3. Рибосомы;
4. Ядро;
5. Акросома.
Задание 76.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Впишите основной способ деления клеток при дроблении [ ].
Задание 77.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Определение:
|
Термин:
|
1. Первичная полость
|
а) бластодерма;
|
2. Однослойный зародыш
|
б) бластоцель;
|
3. Слой клеток зародыша, образующегося в результате дробления
|
в) бластопор;
|
4. Клетки однослойного зародыша
|
г) бластула;
|
5. Первичный рот
|
д) бластомеры;
|
Задание 78.
УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Эволюционные приспособления, характерные для более прогрессивных организмов:
1. Переход от изогамного размножения к гетерогамному;
2. Появление специализированных органов для производства половых клеток;
3. Закрепление гермафродитизма;
4. Разделение полов (разделение половых систем и половой диморфизм);
5. Формирование у мужских особей совокупительных органов;
6. Способность удерживать яйцеклетки в материнском организме;
7. Чередование способов размножения (бесполого и полового);
8. Появление половых систем;
9. Появление наружного оплодотворения.
Задание 79.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Тип половой клетки
|
Строение
|
1. Сперматозоид
|
а) цитоплазма;
|
б) оболочки;
| |
в) хвостик;
| |
2. Яйцеклетка
|
г) ядро;
|
д) головка;
| |
е) шейка.
|
Задание 80.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
1. Головка сперматозоида
|
а) ядро;
|
б) акросома;
| |
в) рибосомы;
| |
г) гиалуронидаза;
| |
д) митохондрии;
| |
е) комплекс Гольджи;
| |
2. Шейка сперматозоида
|
ж) АТФ;
|
з) муциназа;
| |
и) гаплоидный набор хромосом.
|
Задание 81.
УКАЖИТЕ СЛОВО, ЛОГИЧЕСКИ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ЯЙЦЕКЛЕТКИ:
1. Лучевая симметрия;
2. Шейка;
3. Липопротеиновая оболочка;
4. Кселема;
5. Клетки стромы;
6. Цитоплазма с включениями;
7. Слизистая оболочка;
8. Ядро.
Задание 82.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Мейоз
Библиотека:
1.
|
а) способ
|
б) метод
|
в) возможность
|
2.
|
а) деления
|
б) разделения
|
в) образования
|
3.
|
а) половых
|
б) диплоидных
|
в) соматических
|
4.
|
а) хромосом
|
б) включений
|
в) клеток
|
Задание 83.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
(Вставьте в квадраты номера нужных названий в логической последовательности)
Стадии мейоза:
1 [ ]; 2 [ ]; 3 [ ]; 4 [ ]; 5 [ ]; 6 [ ]; 7 [ ]; 8[ ]; 9[ ]; 10 [ ];
11[ ]; 12[ ]; 13[ ].
11[ ]; 12[ ]; 13[ ].
а) телофаза I б) телофаза II в) метафаза II г) зигонема д) метафаза I е) пахинема ж) анафаза II з) лептонема и) анафаза I к) профаза II л) диплонема м) диакинез н) профаза I
Задание 84.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
В интерфазе (1) клеточного цикла происходят:
а) спирализация хроматид гомологичных хромосом;
б) расхождение хроматид и их перераспределение в виде хромосом между дочерними клетками;
в) репликация ДНК и удвоение хроматина;
г) деспирализация хроматид гомологичных хромосом в дочерних клетках.
б) расхождение хроматид и их перераспределение в виде хромосом между дочерними клетками;
в) репликация ДНК и удвоение хроматина;
г) деспирализация хроматид гомологичных хромосом в дочерних клетках.
Задание 85.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
В метафазе 1-го деления мейоза происходят:
а) спирализация, конъюгация и обмен участками гомологичных
а) спирализация, конъюгация и обмен участками гомологичных
хромосом, образование бивалентов и веретена деления;
б) выстраивание гомологичных хромосом в экваториальной
плоскости клетки;
в) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки;
г) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки.
в) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки;
г) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки.
Задание 86.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
В метафазе 2-го деления мейоза происходят:
а) выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки;
б) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки;
в) выстраивание пар хроматид по экватору клетки;
г) деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки.
Задание 87.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
В результате мейоза образовавшиеся клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:
а) n;
б) 2n;
в) 4n;
г) 2n или 4n.
а) n;
б) 2n;
в) 4n;
г) 2n или 4n.
Задание 88.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Процесс непрямого деления ядра клетки и ее цитоплазмы – [ ].
Задание 89.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Процесс деления созревающих половых клеток или спор, в результате которого происходит уменьшение числа хромосом, - [ ].
Задание 90.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Последовательность событий с момента образования клетки до ее гибели или деления на дочерние называется:
1. Митотический цикл;
2. Жизненный цикл клетки;
3. Клеточный цикл;
4. Субклеточный цикл.
Задание 91.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Состояние клетки между ее делениями называется [ ].
Задание 92.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Один раз во сколько дней в каждом яичнике у человека происходит высвобождение вторичного ооцита из лопнувшего фолликула
1. 28;
2. 32;
3. 56;
4. 64.
Задание 93.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Повышение температуры тела у женщины на 0,5-1˚С в период овуляции достигается за счет:
1. Разрушения стенки яичника гидролитическими ферментами;
2. Отторжения эпителиальной выстилки матки за счет снижения
концентрации прогестерона в крови;
3. Передвижения созревшей яйцеклетки в брюшной полости.
Задание 94.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Внематочная беременность развивается при нахождении зиготы в:
1. В передней трети маточной трубы;
2. В брюшной полости;
3. В ампуле маточной трубы;
4. В полости матки.
Задание 95.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Расставьте в логической последовательности фазы процесса оплодотворения
1[ ]
|
2[ ]
|
3[ ]
| ||
А. Слияние гамет (сингамия);
Б. Сближение гамет;
В. Активация яйцеклетки.
Задание 96.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
К нарушениям, происходящим в антенатальный период развития и приводящий, как правило к гибели зародыша, относят:
1. Бластопатии;
2. Фетопатии;
3. Гаметопатии;
4. Эмбриопатии.
Задание 97.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Партеногенез это -……
Библиотека:
1. а) реакция;
|
б) процесс;
|
в) механизм;
|
2. а) роста;
|
б) дифференцировки;
|
в) развития;
|
3. а) ткани;
|
б) зародыша;
|
в) органа;
|
4. а) из;
|
б) и;
|
в) на;
|
5. а) соматической;
|
б) неоплодотворенной;
|
в) оплодотворенной;
|
6. а) сперматиды;
|
б) оогонии;
|
в) яйцеклетки.
|
Задание 98.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Эмбриогенез это -…….
Библиотека:
1. а) механизм;
|
б) реакция;
|
в) процесс;
|
2. а) роста;
|
б) развития;
|
в) дифференцировки;
|
3. а) органа;
|
б) ткани;
|
в) зародыша;
|
4. а) на;
|
б) из;
|
в) и;
|
5. а) неоплодотворенной;
|
б) оплодотворенной;
|
в) соматической;
|
6. а) яйцеклетки;
|
б) сперматиды;
|
в) оотиды.
|
Задание 99.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Гиногенез это-…….
Библиотека:
1. а) реакция;
|
б) процесс;
|
в) механизм;
|
2. а) роста;
|
б) дифференцировки;
|
в) развития;
|
3. а) ткани;
|
б) зародыша;
|
в)органа;
|
4. а) из;
|
б) и;
|
в) на;
|
5. а) соматической;
|
б) неоплодотворенной;
|
в) оплодотворенной;
|
6. а) сперматиды;
|
б) оогонии;
|
в) ядра яйцеклетки.
|
Задание 100.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Периоды постнатального онтогенеза человека:
|
Возрастные интервалы:
|
1. Период новорожденности
|
а) 1 – 3 года;
|
2. Первое детство
|
б) 4 – 7 лет;
|
3. Подростковый
|
в) 1 – 10 дней;
|
4. Старческий возраст
|
г) 75 – 90 лет;
|
д) 60 – 74 года;
| |
е) 12 – 15 (13 – 16)
|
Задание 101.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Типы дробления зиготы:
|
Виды дробления:
|
1. Голобластический
|
а) неравномерное;
|
б) дискоидальное;
| |
в) радиальное;
| |
2. Меробластический
|
г) равномерное;
|
д) поверхностное
|
Задание 102.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Животные:
|
Типы яйцеклеток:
|
1. Лягушка
|
а) гомолецитальные;
|
2. Ящерица
|
б) центролецитальные;
|
3. Птица
|
в) мезолецитальные;
|
4. Человек
|
г) изолецитальные;
|
5. Ланцетник
|
д) телолецитальные.
|
Задание 103.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
(Вставьте в квадраты номера нужных фраз в логической последовательности)
ПРОЦЕСС ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ
а ) движение сперматозоида к яйцеклетке.; б) осеменение, в) акросомная реакция, г) кортикальная реакция; д) проникновение сперматозоида в яйцеклетку; е) созревание пронуклеусов; ж) слияние пронуклеусов и образование зиготы.
Задание 104.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Тотипотентность это:
1. Способность отдельной клетки дать начало целому организму;
2. Способность отдельного организма регулировать процесс
образования половых клеток;
3. Способность половых клеток к оплодотворению;
4. Способность живых клеток осуществлять разные варианты
развития, в том числе и обеспечивать развитие целого организма.
Задание 105.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
В основе тотипотентности лежит:
1. Накопление клеткой достаточного для развития целого
организма количества питательных веществ и энергии;
2. Сохранение клеткой полной генетической информации;
3. Способность к клеточной индукции;
4. Миграция клеток в область ткани с высокой пролифера-
тивной активностью.
Задание 106.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Яйцевые оболочки:
|
Характеристики:
|
1. Первичная
|
а) образуется при прохождении яйца по яйцеводу,
не имеет клеточного строения;
|
2. Вторичная
|
б) по-другому – желточная, образуется самой яйцеклеткой;
|
3. Третичная
|
в) является производным фолликулярных клеток.
|
Задание 107.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Согласно учению о критических периодах развития, критическими
для человека являются:
1. Период имплантации;
2. Образование зиготы;
3. Перинатальный период;
4. Период плацентации;
5. Период формирования мезенхимных
позвонков;
6. Период образования висцеральных дуг.
Задание 108.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Эмбриональная индукция этот-…….
Библиотека:
1.
|
а) взаимодействие;
|
б) влияние;
|
в) регулирование;
|
2.
|
а) организма;
|
б) части;
|
в) генов;
|
3.
|
а) развивающихся;
|
б) отделяющегося;
|
в) существующего;
|
4.
|
а) зародыша;
|
б) органа;
|
в) клетки.
|
Задание 109.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
К видам эмбриональной индукции относят:
1. Гетерономную индукцию;
2. Полиномную индукцию;
3. Гомономную индукцию;
4. Мозаичную индукцию.
Задание 110.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ:
Тип бесплодия:
|
Причины возникновения:
|
1. Первичное
|
а) аномальное развитие половых органов;
|
б) воспалительные процессы в половых органах;
| |
в) наличие хромосомных мутаций;
| |
2. Вторичное
|
г) наличие в аутосомах мутаций, связанных с наследственной патологией;
|
д) изменение функционирования яичников в результате воспалительных процессов;
| |
е) венерические заболевания;
| |
ж) генетические нарушения гормонального статуса.
|
Задание 111.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Гормон, вызывающий у эмбрионов с мужским кариотипом подавление в зачаточной гонаде развития кортикального слоя и способствующий формированию медулярной ткани, называется [ ].
Задание 112.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Гормон, вызывающий у эмбрионов с женским кариотипом подавление
в зачаточной гонаде развития медулярной ткани и способствующий
формированию кортикального слоя, называется [ ].
Задание 113.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Мозг новорожденного от размеров головного мозга взрослого человека составляет:
1. 25%;
2. 50%;
3. 75%;
4. 100%.
Задание 114.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Мозг младенца (1 год) от размеров головного мозга взрослого человека составляет:
1. 25%;
2. 50%;
3. 75%;
4. 100%.
Задание 115.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
К 7 – 8 годам жизни человека головной мозг от размеров взрослого человека составляет:
1. 25%;
2. 50%;
3. 75%;
4. 100%.
Задание 116.
УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Увеличение размеров головного мозга человека после рождения до 7 – 8 лет осуществляется за счет:
1. Увеличения количества тел нейронов;
2. Увеличения размеров (длины) индивидуальных клеток;
3. Возрастания количества дополнительных волокон по мере
формирования поперечных связей между клетками;
4. За счет увеличения объемов желудочков головного мозга;
5. За счет развития миелиновой оболочки.
Задание 117.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Выработка половых стероидов, отвечающих за развитие вторичных половых признаков регулируется гормоном гипофиза, который называется [ ].
Задание 118.
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Трансплонтация это -……
Библиотека:
1. а) перераспределение;
|
б) пересадка;
|
в) удаление;
|
2. а) или;
|
б) и;
|
в) на
|
3. а) миграция;
|
б) извлечение;
|
в) приживление;
|
4. а) органов;
|
б) клеток;
|
в) стволовых клеток;
|
5. а) или;
|
б) и;
|
в) на;
|
6. а) клеток;
|
б) тканей;
|
в) частей тела.
|
Задание 119.
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:
Тип трансплантации
|
Характеристика
|
1. Аутотрансплантация
|
а) донор и реципиент принадлежат к одному виду;
|
2. Аллотрансплантация
|
б) донором и реципиентом является один и тот же организм;
|
3. Ксенотрансплонтация
|
в) донор и реципиент относятся к различным видам;
|
Задание 120.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Такой онтогенетический показатель как «индекс здоровья детей» в период с рождения до 13 лет:
1. Уменьшается;
2. Увеличивается;
3. Остается стабильным.
Задание 121.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Выделяют следующие механизмы оплодотворения:
1. Цитологический;
2. Фенотипический;
3. Иммунологический;
4. Физический;
5. Химический;
6. Генетический.
Задание 122.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
В зависимости от причины все врожденные пороки развития делят на :
1. Наследственные;
2. Эндогенные;
3. Экзогенные;
4. Гомогенные;
5. Мультифакториальные.
Задание 123.
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:
Между стадиями эмбриогенеза и названием наследственной патологии
Наследственная патология
|
Стадия антенатального развития
|
1. Бластопатии
|
а) стадия зиготы;
|
2. Фетопатии
|
б) 10 недель и более;
|
3. Гаметопатии
|
в) стадия бластулы;
|
4. Эмбриопатии
|
г) 15 суток – 8 недель.
|
Задание 124.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Направления, отражающие современные представления о механизмах старения:
1. Старение – результат расходования организмом особого вещества
клеточных ядер;
2. Старение – возникает как ответная реакция организма перед страхом
смерти;
3. Старение происходит за счет расходования организмом некоторых
невосполняемых веществ, получаемых в момент оплодотворения;
4. Старение –запрограммированный процесс, находящийся под строгим
генетическим контролем;
5. Старение – результат «износа» биологических систем;
6. Старение – как следствие самоотравления организма продуктами
жизнедеятельности;
7. Старение начинается вследствие проникновения в кровь токсических
продуктов, образуемых под действием микрофлоры кишечника.